В школе от учеников часто требуют писать сжатые и полные изложения, но если по какой-то причине ученик пропустил несколько занятий, ему труднее их писать. К тому же, не всегда в старших классах учитель возвращается к этой теме. Наше маленькое руководство поможет решить эту проблему.
- Прослушайте текст в первый раз, определите тему текста, микротемы (обычно их 3). Запишите их. Набросайте простой план текста.
- Пока слушаете текст во второй раз, делайте краткие заметки. Не пишите слова полностью! Если Вы понимаете, что слова можно сократить до 2-3 или до 4 букв, и они останутся понятными – сокращайте.
- Применяйте способы сжатия текста:
- Исключение – выбрасывайте из текста не несущие важной информации предложения и слова: детали, авторские отступления, числа, повторы, синонимы и т.д.
- Обобщение – два-три предложения, которые друг друга дополняют и выражают в целом одну мысль, объедините в одно предложение. Лишние слова можно и нужно из него выкинуть.
- Упрощение – сложные предложения с несколькими мыслями разбейте на маленькие, сложные термины и понятия замените простыми и понятными синонимами. Прямую речь переведите в косвенную, можно переформулировать какую-то мысль своими словами.
- При необходимости сделайте черновик своего изложения. Пусть он будет кратким, это не страшно. Так Вы ничего не упустите при написании чистового варианта.
- Пишите чистовой вариант изложения, опираясь на черновик, записи и микротемы. Не забудьте, что в каждом абзаце Вы должны передать соответствующую микротему.
Ученику нужно уметь выделять главное в тексте: тему, микротемы. Важно понимать, что можно убрать, что – разбить на простые части, а что можно объединить. Кроме того, нелишним будет попрактиковаться заранее в способах сокращения (сжатия) текста. В этом Вам поможет репетитор по русскому языку центра знаний «Учись легко».