девочка пишет изложение

В школе от учеников часто требуют писать сжатые и полные изложения, но если по какой-то причине ученик пропустил несколько занятий, ему труднее их писать. К тому же, не всегда в старших классах учитель возвращается к этой теме. Наше маленькое руководство поможет решить эту проблему.

  1. Прослушайте текст в первый раз, определите тему текста, микротемы (обычно их 3). Запишите их. Набросайте простой план текста.
  2. Пока слушаете текст во второй раз, делайте краткие заметки. Не пишите слова полностью! Если Вы понимаете, что слова можно сократить до 2-3 или до 4 букв, и они останутся понятными – сокращайте.
  3. Применяйте способы сжатия текста:
    • Исключение – выбрасывайте из текста не несущие важной информации предложения и слова: детали, авторские отступления, числа, повторы, синонимы и т.д.
    • Обобщение – два-три предложения, которые друг друга дополняют и выражают в целом одну мысль, объедините в одно предложение. Лишние слова можно и нужно из него выкинуть.
    • Упрощение – сложные предложения с несколькими мыслями разбейте на маленькие, сложные термины и понятия замените простыми и понятными синонимами. Прямую речь переведите в косвенную, можно переформулировать какую-то мысль своими словами.
  4. При необходимости сделайте черновик своего изложения. Пусть он будет кратким, это не страшно. Так Вы ничего не упустите при написании чистового варианта.
  5. Пишите чистовой вариант изложения, опираясь на черновик, записи и микротемы. Не забудьте, что в каждом абзаце Вы должны передать соответствующую микротему.

Ученику нужно уметь выделять главное в тексте: тему, микротемы. Важно понимать, что можно убрать, что – разбить на простые части, а что можно объединить. Кроме того, нелишним будет попрактиковаться заранее в способах сокращения (сжатия) текста. В этом Вам поможет репетитор по русскому языку центра знаний «Учись легко».