Если репетитор (преподаватель) рассмешил ученика много раз за урок или смешит каждое занятие, это не значит, что преподаватель плох и ничего больше не умеет и не знает. Равно как и для чрезмерной строгости на занятии не всегда есть основания.

Преподаватель в начале урока в первую очередь оценивает состояние ученика, ведь от этого зависят ход занятия и его результат, а в конечном итоге – успеваемость в школе. Рассмотрим несколько случаев, которые часто возникают на занятиях и, возможно, не всегда верно трактуются родителями.

Преподаватель нередко делает замечания ученику о поведении и внимании, строг, его тон не слишком доброжелателен, а голос иногда чуть-чуть повышается. Причиной этому может быть излишне весёлый ученик, который часто отвлекается, не хочет изучать материал, находит за несколько минут массу других занятий, которые кажутся ему более интересными. Веселье ученика «гасится» строгостью учителя и поддержкой дисциплины на уровне школьного урока. Для веселья у ученика ещё будет время дома или на улице, а на занятии нужно быть внимательным.

Преподаватель старается успокоить ученика, тратит часть занятия на какие-то лёгкие рассказы из жизни. Причиной этому может быть излишнее напряжение ученика, нервозность. Такое часто случается на первых занятиях. В таких случаях преподавателю важно установить контакт с учеником, а ученику – понять, что преподаватель вовсе не желает ему ничего плохого, не станет измываться и ругаться по поводу и без. Смех, как известно, снимает нервное напряжение и помогает в таких ситуациях. Именно нахождение общего языка с преподавателем решает много проблем ученика в дальнейшем.

Преподаватель шутит больше обычного, старается успокоить ученика. Оказание психологической поддержки необходимо в ситуации, если ученик пришёл расстроенный, подавленный, а то и вовсе в слезах. Проводить занятие с учеником в таком состоянии бессмысленно, ребёнок попросту ничего не услышит и не усвоит, ведь поглощён своими чувствами и переживаниями. Задача преподавателя в таком случае – отвлечь ученика от его переживаний, и здесь тоже спасают юмор, шутки, доброжелательный тон. Иногда небольшую часть занятия требуется потратить на то, чтобы ученик просто высказался, и это тоже помогает. Как показывает практика, когда ученику удаётся взять эмоции под контроль с чьей-то помощью, вытеснить негативные мысли, он легче сосредотачивается на той теме, которую должен изучить, чем если бы продолжал попытки самостоятельно справиться со своими эмоциями.

Строгое призвание к порядку, небольшой выговор строгим тоном. Они незаменимы в том случае, если ученик систематически не уделяет должного внимания занятиям, домашней работе, изучаемым темам. Нередки случаи, когда ученик сознательно не выполняет задания, невнимателен на уроках, хотя кажется сосредоточенным. Вполне возможно, что у ученика был конфликт с родителями, он не желает изучать предмет, потому пытается устроить своеобразную забастовку: он ходит на занятия, а результата нет, ученик по-прежнему ничего не понимает в изучаемом предмете. Строгий тон и выговор, попытка пристыдить ученика за невнимательность часто помогают.

Разумеется, далеко не всегда такие случаи имеют место на занятиях, очень много учеников сознательны, активны и хорошо усваивают материал в нормальном темпе. Однако родителям не стоит лишний раз сердиться на преподавателя, если он, по их мнению, ведёт себя не так, как должен. Главная задача преподавателя – помочь ученику усвоить материал. Если для этого нужно строго призвать ученика к спокойствию и сосредоточенности, преподаватель это сделает. Если для этого нужно привести смешной пример или порисовать что-то вне темы урока, чтобы ученик понял, преподаватель и это сделает, в той мере, в какой посчитает нужным.

Вместо того чтобы ругать ребёнка дома или ругать преподавателя, родителям следует время от времени разговаривать со своим ребёнком дружелюбно, спрашивать, что ему интересно, нравятся ли занятия. Многие проблемные вопросы решаются именно дома, в кругу семьи, а не на занятии с репетитором или после него, в разговоре репетитора с родителями.