мотивация к обучению в школе

И в школе, и у репетитора, и даже дома ученик сталкивается с мотивацией. Часто родители и учителя жалуются: современных учеников никак не получается мотивировать учиться! Давайте разберёмся, что же такое мотивация и как её найти.

Мотивация – это побуждение к действию, некий стимул, благодаря которому возникает желание что-то сделать, что-то получить. Например, человек захотел что-то приобрести и для этой цели зарабатывает деньги. Покупка желаемого – это и есть стимул к заработку денег. И если со взрослыми всё понятно, то с детьми и школьным обучением намного труднее. Дети и подростки ещё не осознают свои желания в полной мере, не умеют предполагать, к чему приведут те или иные их шаги. Проще говоря, они живут здесь и сейчас, в одном дне. Конечно, постепенно они осознают отдалённые перспективы, как-то: отличные оценки и школьные знания – шаг к поступлению в престижный вуз, занятия спортом – залог здорового и сильного тела, увлечение курением и алкоголем – прямой путь к болезням и быстрой смерти. Но когда речь заходит об обучении в школе, ученики резонно задаются вопросом: а как школьные знания помогут в жизни? Языки учить уже нет смысла: полно программ-переводчиков для компьютеров и телефонов. Математику и физику тоже не нужно учить, если только не заниматься этим всю жизнь. Литература, экономика, химия и другие предметы, оказывается, не нужны – всё уже изобретено, нового ничего нет. Какой же смысл учить это всё в школе, если только не мечтаешь стать изобретателем?

Есть один сильный и мощный рычаг – экзамены. ВПР, ОГЭ, ЕГЭ – эти страшные аббревиатуры пугают и учеников, и родителей, и даже учителей. Чтобы получить аттестат и уйти обучаться на мастера ногтевого сервиса, нужно сдать обязательные экзамены. Чтобы перейти в другой класс – нужно сдать экзамены. Таким образом, необходимость сдачи экзамена побуждает учеников хотя бы немного учиться. Однако сейчас такая мотивация слабеет: чтобы получить желаемое, достаточно минимального проходного балла, а стараться и стремиться к большему – бессмысленно и только займёт время.

Хорошо, если родителям удаётся правильно мотивировать ребёнка и помочь ему определиться с выбором профессии как можно раньше. Однако чаще родители сами выбирают ребёнку профессию, не считаясь с его мнением, и ребёнок либо покорно следует избранному пути, либо всеми силами сопротивляется. Как бы то ни было, мотивация к обучению в школе у такого ребёнка очень маленькая. Если же родители совсем не занимаются ребёнком, о мотивации вряд ли идёт речь: ребёнок просто не осознаёт, что такое «завтра», и что оно рано или поздно наступит.

Да и в самой школе не всё так гладко: учителя всё чаще прибегают к негативной мотивации, то есть, стараются мотивировать учеников учиться через страхи. «Вы не сдадите экзамены», «вас отчислят сразу после экзамена, можете даже не стараться», «можете прямо сейчас забирать документы», «вы – идиоты, куда вам поступать» – подобными словами некоторые учителя стараются заставить учеников задуматься и учиться, пока есть возможность. К несчастью, они не учитывают особенности детей. Если с одним-двумя учениками из класса такая мотивация сработает, то остальным в лучшем случае испортит настроение, а в худшем – станет причиной комплексов и страхов. Слыша от авторитетных учителей такие слова, ученики с большой вероятностью совсем перестанут стараться и учиться.

Как же мотивировать учеников учиться в школе?

Во-первых, родителям нужно разговаривать с детьми, интересоваться их мнением, их увлечениями, относиться с пониманием к выбору ребёнка. К счастью, сейчас популярны дни открытых дверей, а в интернете полно информации о разных профессиях, требованиях, рисках. Ребятам проще определиться с выбором, взвесить все «за» и «против» как можно раньше.

Во-вторых, родителям и учителям нужно придерживаться позитивной мотивации: хвалить подопечных за успехи, корректно указывать на ошибки и помогать их исправить.

В-третьих, если не получается избежать негативной мотивации, нужно помочь ребёнку с ней справиться: постараться убедить его, что он умный, способный, он справится с любой работой и сдаст экзамены, а негативные слова вызваны исключительно боязнью учителей за будущее учеников.

И, конечно, если есть необходимость, лучше записать ребёнка к репетитору пораньше, тогда он и знания подтянет до нужного уровня, и будет чувствовать себя увереннее не только на долгожданном экзамене, но и на школьных уроках.